Компания
Creative представила новый бренд -- Creative
Professional и первое устройство под этой
торговой маркой -- профессиональную
звуковую плату Creative Professional E-MU 1820.
Продукты такого класса в сфере аудио --
нечастые гости в нашей Тестовой
лаборатории. Что ж, тем более приятно,
когда подобные новинки появляются у
нас практически непосредственно
после их анонса.
Краткое
введение
Забегая немного наперед, отметим --
после близкого знакомства с данным
продуктом в течение недели, а также
при наличии некоторого опыта
тестирований и написания обзоров
начинаешь хорошо осознавать, что эту
статью можно было сделать... да
практически какой угодно. С
одинаковым успехом и безо всякого
искажения фактов по отношению к
продукту это мог быть острый
критический материал или
доброжелательно-снисходительный, или
вообще вполне положительный -- в
данном случае почти все зависит от
настроения автора в момент написания.
А получается так потому, что уж очень
неоднозначна тема, т. е. само
тестируемое устройство.
Но, немного поразмыслив, мы решили
стараться исключать из текста какую-либо
личную оценку, ограничившись лишь
объективными фактами. А уж на их
основе пусть грамотный читатель
делает выводы сам.
Creative
Professional E-MU 1820
|
Интерфейс
|
PCI
+ выносной rack-модуль
|
|
Частоты
сэмплирования
|
44,1;
48; 96; 192 kHz
|
Разрядность
сигнала
|
16,
24 бит
|
Синхронизация
|
Внутренняя,
внешняя (ADAT либо S/PDIF)
|
Цифровые
интерфейсы
|
Оптический/коаксиальный
S/PDIF либо AES/EBU (переключаемый), ADAT (8
каналов в режиме 16/44,1; 4 в 24/96; 2 в
24/192)
|
Аналоговые
входы
|
2
микрофонных/инструментальных TFPro-предусилителя
с регулировкой чувствительности
и индикацией номинального/завышеного
уровня, 3 балансные линейные
стереопары
|
Аналоговые
выходы
|
Выход
для наушников (16--600 Ом) с
регулировкой уровня, 4 балансные
линейные стереопары, 4
стереовыхода 3,5-мм
|
Предоставлен
|
Восточноевропейское
представительство Creative Labs: ua.europe.creative.com
|
Ориентировочная
цена
|
$399
|
+
Качественные AD/DA-преобразователи;
наличие микрофонных
предусилителей; realtime-эффекты;
поддержка ASIO Direct Monitoring; богатые
возможности подключения
|
-
Ограничения
примененного DSP-чипа: в режимах
24-bit/96 kHz становятся недоступными
эффекты; также сокращается
количество работающих входов/выходов
и отсутствует поддержка WDM/DirectSound
для этих режимов
|
!
Интересное
универсальное решение для
небольших студий с ориентацией на
запись "живых" исполнителей,
но больше подходит для работы в
традиционных режимах 16-bit/44,1 kHz и
16-bit/48 kHz
|
Описание
Собственно E-MU 1820 состоит из PCI-платы
и выносного rack-модуля, соединенных
между собой достаточно тонким кабелем
с удобными и надежными креплениями. На
плате расположен DSP-чип, стикер на
котором говорит, что мы имеем дело с
"E-MU E-DSP". Если же проявить чуть
больше настойчивости и снять наклейку,
то обнаружим старого знакомого -- DSP-чип
Audigy с удаленной маркировкой. Памятуя о
достаточно серьезных ограничениях,
которые были у него в мультимедийных
платах от Creative, весьма интересно
узнать, как справились с ними инженеры
в профессиональном продукте.
|
|
Лицевая
и тыльная панели устройства
|
Кроме
чипа, на карте также присутствуют ADAT-интерфейс
от Alesis, FireWire-контроллер Xilinx Spartan и
разъемы для подключения дочерних плат.
На колодке находятся оптический ADAT и
коаксиальный S/PDIF (переключаемый в AES/EBU)
интерфейсы, порт FireWire и разъем для
внешнего rack-модуля.
Сам внешний блок внушает уважение уже
просто своим видом. На передней панели
расположились два входа с
регулировкой чувствительности,
которые могут работать либо как
микрофонные предусилители с
возможностью подачи фантомного
питания 48 В, либо как инструментальные
высокоомные входы, либо как простые
линейные. Такие средства позволяют в
большинстве случаев обходиться без
микшерного пульта либо
инструментального DI-устройства,
подключая микрофоны и гитары
непосредственно к ним. Еще здесь есть
5-контактный MIDI-порт, оптический выход
S/PDIF и регулируемый выход на наушники.
На тыльной панели имеется 4 пары
балансных входов/выходов (кстати, все
входы/выходы E-MU 1820 способны работать в
режиме как с бытовой
чувствительностью --10 дБ, так и с
профессиональной +4 дБ), причем один из
них, с аппаратным фонокорректором,
может служить для подключения
виниловых "вертушек". В наличии
также один MIDI-порт и четыре 3,5-миллиметровых
стереовыхода для многоканальной
компьютерной акустики.
Внутри rack-модуль выполнен так, как и
положено профессиональному (да и
вообще любому качественному)
устройству: монтаж и разводка платы --
на высшем уровне. Привлекают внимание
реле Fujitsu Takamisawa на балансных входах,
ЦАП Cirrus Logic CS4392KZ, АЦП Texas Instrument PCM1804 (по
слухам, такие же используются в
легендарной DigiDesign ProTools), а также
малошумящие интегрированные
усилители Philips N5532A.
Работа
|
ЦАП
Cirrus Logic CS4392KZ
|
"Сердцем"
ПО платы является E-MU PatchMix DSP --
реконфигурируемый виртуальный микшер/панель
управления платы с практически
неисчерпаемыми возможностями
обработки и адресации сигнала. Здесь
обеспечивается работа с процессором
эффектов и роутинг сигналов с
источников на виртуальные ASIO-входы/выходы
и реальные выходы платы. С его помощью,
например, можно создавать submix для
звукорежиссера и отдельно для каждого
из участвующих в сессии музыкантов,
что очень удобно.
Внешний вид программы напоминает "навороченный"
цифровой микшер, а логика ее работы, по
задумке разработчиков, должна быть
понятна всем, у кого есть опыт общения
с подобными устройствами. Вместе с тем,
из-за обилия возможностей платы, для
того чтобы хорошенько "освоиться"
с PatchMix DSP, придется затратить
некоторое время -- по нашим оценкам, не
меньше недели.
DSP-процессор позволяет запускать до 16
real-time-эффектов одновременно (в
зависимости от сложности каждого из
них), при этом их набор в дальнейшем
разработчик может дополнять и
обновлять. Но даже стандартного
комплекта должно быть с лихвой
достаточно для нужд небольшой студии,
а если вдруг качество любого из них
вас не устроит, никто не мешает
совместить в проекте аппаратную и
программную обработки -- благо,
последние сейчас очень широко
распространены. Из наиболее полезных
и часто употребляемых эффектов при
записи "живых" исполнителей
стоит отметить компрессор,
параметрический эквалайзер,
ревербератор и симулятор частотной
характеристики динамиков гитарных
усилителей. Все это можно "повесить"
прямо на какой-либо вход платы и при
этом настроить роутинг таким образом,
чтобы исполнитель слышал
обработанный сигнал, а в проект
записывался "сухой", что дает
больше гибкости при дальнейшей
обработке материала на сведении.
|
ПО
E-MU PatchMix DSP
|
Любопытные
нюансы преподнесла плата в режимах
"высокого разрешения" -- 24-bit/96 kHz и
24-bit/192 kHz. Эффект-процессор в данном
случае становится полностью
недоступен, равно как и некоторые
входы/выходы. Такие ограничения, судя
по всему, вызваны применяемым DSP Audigy.
Кроме того, в этом режиме плата
поддерживает только ASIO-приложения --
ни WDM, ни DirectSound-программы работать с
ней не могут.
При тестировании программное
обеспечение показало себя достаточно
устойчивым и надежным. Не понравилась
лишь цветовая гамма интерфейса, из-за
которой иногда затруднительно
разглядеть некоторые его элементы.
Качество же записи и воспроизведения,
по тестам RightMark AudioAnalyzer, вполне на
высоте, особенно радует низкий
уровень гармонических и
интермодуляционных искажений.
Выводы
Как мы и договаривались в самом
начале, однозначных выводов делать не
будем. Устройство, безусловно,
заслуживает внимания, и хотя по
некоторым моментам с решениями
разработчиков можно было бы и
поспорить, в целом -- это действительно
профессиональный, качественно
выполненный продукт. Остается только
пожелать Creative удачи на
профессиональном рынке, памятуя о том,
что на нем конкуренция обычно гораздо
жестче, а стандарты качества -- намного
выше, чем на "привычном и обжитом"
мультимедийном.
|