Звуковая карта
Juli@ была представлена компанией ESI
на всемирно-известной выставке Musikmesse (31
Марта — 3 Апреля 2004 г) во Франкфурте,
Германия.
Карта
поставляется в красивой упаковочной
коробке в виде книжки с прозрачной
внутренней стенкой.
Упаковочная коробка карты ESI
Juli@ красива и функциональна
Комплектация
В комплект
попавшего к нам на тесты набора входили
следующие компоненты:
-
PCI-карта ESI Juli@;
-
шнур
переходник с внешними разъёмами MIDI I/O
и S/PDIF I/O;
-
действительно
полезное печатное руководство
пользователя на английском и немецком
языках в виде книжечки формата A5;
-
CD с
драйверами;
-
CD со
специальной версией Ableton Live (список
ограничений);
-
купон на 50%
скидку при апгрейде до полной версии
Ableton Live;
-
красочная
рекламка всех продуктов ESI.
Карта-трансформер
Уникальной
способностью карты является
возможность трансформации под нужды
пользователя: можно выбирать, какие
именно разъёмы будут задействованы —
профессиональные балансные джеки (1/4"
TRS) или бытовые тюльпаны (RCA).
Внутренности
Основной чип DSP,
заклеенный логотипом ESI — это VIA
Envy24HT-S (24 бит, 192 кГц;
интерфейсы: три I2S/AC-link выходных, два I2S/AC-link
входных). Цифровой трансивер — AKM
AK4114 (8 входов, 2 выхода).
Основной чип DSP: 24 бит, 192 кГц
VIA Envy24HT-S
В
карте применён 8-канальный мультибитный
24 бит 192 кГц ЦАП AKM
AK4358, с пониженной
чувствительностью к джиттеру, позиционируемый
AKM для
профессиональной аппаратуры, а также
бытовых DVD-Audio и SACD применений.
Динамический диапазон: 112 дБ. КНИ+шум: -94
дБ. 8-кратный 24-битный цифровой фильтр с
опцией плавного спада АЧХ (опция в
данном случае отключена для обеспечения
идеально-ровной АЧХ). ЦАП хоть и не
топовый, но вполне добротный для карты
данной ценовой категории.
Структурная схема карты ESI
Juli@
Из структурной
схемы карты ESI Juli@ видно, что 8-канальный
ЦАП AKM 4358 (обозначен как 4х DAC)
используется в стереокарте не случайно
— он служит для аппаратного мониторинга
цифровых входов/выходов с абсолютно
нулевой задержкой.
АЦП — 2-битный
дельта-сигма стерео 24 бит 192 кГц AKM
AK5385A, имеет чуть лучшие
паспортные характеристики; позиционируется
AKM для применения в
профессиональных устройствах для
записи в форматах высокого разрешения, в
т.ч. DVD-Audio. Динамический диапазон: 114 дБ.
Сигнал/(шум+искажения): 103 дБ.
Высококачественный цифровой
антиалиазинговый фильтр с линейной
фазой, полоса пропускания при семплинге
(Fs) 48 кГц: 0~21.768 кГц, неравномерность: 0.005
дБ, подавление в полосе непропускания: 100
дБ.
Преобразователи карты ESI Juli@:
ЦАП AKM 4358 и АЦП AKM 5385A
Некоторые
комментарии. Хотя ЦАП и АЦП в данной
карте одного класса, аналогово-цифровые
преобразователи всё же чуть лучше цифро-аналоговых.
Вероятно, как и в случае Waveterminal 192X,
разработчики полагали, что при прочих
равных качество оцифровки (АЦП) более
важно в home/project studio, чем незначительное
снижение качество мониторинга сигнала.
А вот для пользователей hi-end audio PC (RCA-разъёмы
— реверанс именно в эту сторону),
которые используют свой комп
исключительно для высококачественного
воспроизведения записей, и которых
абсолютно не интересует АЦП, есть повод
задуматься — сопоставим ли ЦАП с
уровнем остального воспроизводящего
звукового тракта? Если остальной тракт
много дороже карты (ориентировочно
более $600), так что узким местом является,
в том числе, качество ЦАП, следует
обратить внимание на звуковые карты
мастерингового уровня.
Вообще, надо
сказать, что в ценовой категории до $200 Juli@
демонстрирует повышение качества ЦАП/АЦП,
если сравнивать с аналогичным старыми
картами на ENVY24 — различными M-Audio Audiophile
2496, Echo MIA и т.п. По нашим измерениям (с
применением одной и той же референсной
звуковой карты) Juli@ даже лучше более
дорогой карты ESI Waveterminal 192Х, с более
качественными (по паспорту) АЦП. Так что
серьёзную конкуренцию, безусловно,
удачной по цене/качество карте Juli@ на наш
взгляд составляют лишь EMU 1212M, с
преобразователями более высокого
уровня.
Несмотря на это,
вполне возможно, что многие
пользователи со звуковым трактом
средней ценовой категории предпочтут Juli@,
так как карта ESI более проста в
управлении, не имеет проблем с
поддержкой MME/WDM интерфейса в высоких
форматах, обладает намного более ровной
АЧХ линейных выходов и предлагает
некоторые полезные в работе фирменные
возможности, о которых пойдёт речь далее.
Кроме того, EMU на нашем рынке явно имеет
проблемы с доступностью в продаже, и
такая ситуация не меняется уже полгода.
Панель управления ESI Juli@
проста и понятна
Технология E-WDM
Технология E-WDM (Enhanced
Audio MIDI Driver) является собственной
разработкой компании ESI, которая
расширяет оригинальную концепцию
архитектуры WDM-драйверов компании Microsoft.
Помимо
стандартных возможностей, E-WDM
предлагает функции, требующиеся при
профессиональной обработке звука:
-
Помимо
поддержки Win XP/2000, также
поддерживается Win Me/98 SE
Основываясь на WDM архитектуре, E-WDM
драйвера прекрасно работают на всех WDM
совместимых ОС семейства Windows, в то
время как зачастую WDM драйвера других
звуковых карт работают лишь под W2K и XP,
предлагая для Win98SE и ME драйвера VxD.
-
Поддержка
GIGAStudio 2000
С самого начала E-WDM драйвера
разрабатывались именно для
профессиональных приложений.
Популярный программный семплер GIGAStudio,
от компании Tascam полностью
поддерживается с экстремально низкой
задержкой (latency) 1.5 мс.
-
Поддержка
ASIO 2.0
ASIO 2.0 — безусловный стандарт, и
E-WDM имеет его поддержку с всего лишь 3.0
мс задержкой.
-
Независимая
поддержка MME приложений
Несколько MME приложений могут
использоваться одновременно, при этом
не будет выскакивать сообщение от
драйверов о занятом устройстве. Это
также полезно для старых приложений,
не поддерживаемых WDM драйверами.
-
Поддержка
мультиклиентности
С поддержкой мультиклиентности
доступно неограниченное число аудио
приложений одновременно. Можно
использовать SONAR и WinAmp через одно и то
же звуковое устройство.
-
Поддержка
многопоточности
Поддерживается формат вывода 5.1 для
работы с программными DVD-Video плеерами,
такими как WinDVD и Power DVD. Эта функция
также полезна для работы с WDM
приложениями, такими как SONAR, особенно
в плане синхронизации входных/выходных
каналов.
-
DirectMUSIC MIDI
ports
Основанный на WDM многопоточный
MIDI-драйвер от ESI предлагает более
стабильный тайминг, чем встроенный в
NT4 или Windows 9X MIDI-тайминг.
-
Поддержка
DirectSound
E-WDM предлагает поддержку
нескольких DirectSound каналов для
многоканального выхода в приложениях,
таких как PCDJ (софт для DJ).
-
Отсутствует
ослабление сигнала на -6 дБ
В отличие от ситуации с некоторыми
другими драйверами, E-WDM гарантирует
уровень сигнала точно по
существующему стандарту.
-
Ультранизкая
задержка прохождения сигнала (latency),
менее 1.5 мс
Драйвера E-WDM обеспечивают
комфортную работу за счёт
минимального времени прохождения
сигнала. Размер буфера настраивается
в драйверах.
DirectWIRE:
технология визуального роутинга
сигналов
DirectWIRE,
технология визуального программного
роутинга сигналов, в настоящее время
доступна для большинства продуктов ESI.
Передача сигналов происходит на уровне
драйверов, бит-в-бит, без потери качества.
Технология
DirectWIRE 1.0 появилась на картах ESI Waveterminal
2496/192 ещё во времена широкой
популярности семплера Gigastudio и
первоначально в основном служила для
комфортного пересчета MIDI-дорожек в WAV из
Gigastudio (интерфейс GSIF) в Cubase (ASIO) или Cakewalk/SONAR1
(MME).
Панель DirectWIRE 1.0 карты ESI
Waveterminal 192X
В DirectWIRE 2.0 была
добавлена поддержка 32 каналов, новый вид
контрольной панели и возможность
отключать мониторинг (mute) определённых
выходных каналов. Можно коммутировать
входы и выходы программных интерфейсов
MME, WDM, ASIO, GSI/F, даже если они работают
одновременно. Можно соединить входы и
выходы разных приложений виртуальными
проводами и записывать сигнал без
потери качества. Через DirectWIRE можно также
записывать полностью в цифре
многоканальный звук с DVD или другого
источника сигнала (даже защищённого от
копирования), в форматах вплоть до 24 бит
192 кГц в реальном времени.
Панель DirectWIRE 3.0 карты ESI Juli@
В DirectWIRE 3.0 были
добавлены аппаратные входы. Для карты Juli@
виртуальные входы 1 и 2 — это левый и
правый аппаратный аналоговый вход, 3 и 4
— левый и правый аппаратный цифровой S/PDIF
вход.
Под названиями
интерфейсов имеются в виду следующие
приложения:
-
MME: WinAmp, CoolEdit,
Cakewalk, Vegas и т.п.
-
WDM: SONAR (WDM/KS),
PowerDVD, WinDVD, и т.п.
-
ASIO: Cubase, Nuendo,
Logic, Reason, SONAR (ASIO) и т.п.
-
GSIF: GigaStudio 2.42
или старше.
О применении
DirectWIRE 3.0 с подробными примерами
использования можно почитать в
руководстве на сайте Audiotrak.
Цифровые и MIDI
интерфейсы
От остальных
изделий компании ESI карту Juli@ выгодно
отличает наличие у карты в комплекте MIDI-входа/выхода,
цифровых RCA входа/выхода и цифрового
оптического выхода. К картам Audiotrak MAYA44MKII
и ESI Waveterminal 192X/L для получения всех этих
возможностей требовалось отдельно
докупать модуль MI/ODI/O, занимающий к тому
же отдельную заглушку среди PCI-слотов.
Качество
звучания
Juli@ vs.
Audigy2 ZS Platinum Pro
Сравнить две
эти карты позволяет сопоставимая цена
($185 за продукт ESI и $240 за изделие Creative) и
профессиональные атрибуты у по сути
игровой карты Audigy — внешний блок с
полным набором разъёмов.
Функциональность Juli@ и Platinum Pro в плане
микрофонного предусилителя и выхода на
наушники можно сравнять, докупив к Juli@
недорогой внешний аналоговый микшерный
пульт (такие стоят около $50), но вполне
вероятно, что в home/project studio внешний
микшер уже имеется.
Перед началом
сравнительного прослушивания у меня не
было никаких субъективных предпочтений
— карты имеют преобразователи одного
класса, так что больших различий в звуке
не ожидалось. Тем не менее, разница между
картами отчётливо слышна даже на
активной акустике JB-381 (к слову, колонках
весьма хорошего качества и, наконец-то,
вполне разумной ценовой категории,
менее $200).
В режиме 16 бит 44
кГц A2 традиционно не очень хорошо играет
через MME интерфейс, и существенно лучше
через профессиональный комплектный "SB
Audigy2 ZS ASIO" драйвер с включенной SSRC
качественной передискретизацией в 48 кГц.
Однако Juli@ играет более чётко и детально,
а значит больше подходит для
профессиональной работы. Хотя, это
отчётливо слышно только при мгновенном
переключении между играющими одну и ту
же композицию картами. И если между
моментами прослушивания пройдёт пара
минут, то отличить карты друг от друга
даже на той же композиции будет непросто.
Так или иначе, я отчётливо слышу разницу,
например, на Alex Reece, альбом 1996 года "So Far"
(хиты Feel The Sunshine, Pulp Friction), и некоторых
других тестовых композициях с чистым,
выжатым по спектру мастерингом и
тембрально запоминающимся
высокочастотным диапазоном.
Juli@ vs.
EMU 1820
Несмотря на
высокую цену ($400) и свою повышенную
многоканальность карты EMU1820,
Juli@ может потягаться с ней на равных, так
как изделие Creative/EMU имеет
преобразователи такого же уровня (CS4392).
Обе карты, и Juli@,
и 1820, тестировались в балансном режиме,
уровень сигнала — повышенный (+4 dBu) для
увеличения динамического диапазона и
максимального раскрытия возможностей
карт. Прослушивание проводилось на
мониторах EVENT 20/20 bas, допускающих
балансное подключение.
Тщательное
прослушивание в одних и тех же условиях,
при подключении одним и тем же проводом,
при мгновенной коммутации не выявило
разницы в звучании между картами. Однако
учитывая немалую цену, EMU1820 не назовёшь
удачной картой — это экономичный
вариант старшей 1820M, уступающий в
качестве более младшей модели 1212M.
Предваряя ваши вопросы: сравнить с
картой EMU 1212M или 1820M у нас пока нет
возможности, так как данных карт в
России нет в продаже. Штатовский офис EMU
обещал нам выслать пресс-семпл, но связь
с ним потеряна. Если возможность всё-таки
появится, мы обновим статью.
Juli@ vs.
LynxTwo
Сравнение с
LynxTwo (цена >$1000, стерео-модификация Lynx L22
>$800) в наших тестированиях —
традиционное, для выявления степени и
характера отличия звучания тестируемой
карты от эталонного источника звука.
Скажем сразу,
LynxTwo звучит качественнее. Разница не на
порядок, но всё же ощущается. Тем не
менее, по сравнению с оригиналом Juli@
демонстрирует профессиональное
качество звучания. Мультимедийные карты
(например, Audigy2/ZS) обычно грешат
искажениями тембров, различными
окрасами и призвуками на высоких
частотах, так что несмотря на довольно
высокое качество преобразователей,
такие карты непригодны для
профессиональной работы. Juli@ свободна от
таких недостатков, её звучание
достоверное и чёткое. Отличие от Lynx лишь
в чуть меньшей детальности, что вряд ли
повлияет на профессиональную
пригодность, за исключением
применимости на этапе мастеринга.
Работа с
наушниками
Несмотря на то,
что карта не имеет отдельного выхода на
наушники, их вполне можно подключать
через переходник 2RCA-minijack. При
использовании Sennheiser HD600 (импеданс 400 Ом)
через переходник проблем со звуком не
наблюдалось. Кроме того, был проведён
следующий интересный опыт: к выходу
подключался переменный резистор, и на
выход карты подавалась синусоида
максимальной амплитуды. На цифровом
осциллографе EZ Digital OS-310M наблюдалось —
сильно ли меняется амплитуда, и на каком
сопротивлении будет ограничение. По
сравнению с чистым линейным выходом
MAYA44MKII, где было ограничение на ~100 Ом и
ниже, с Juli@ всё было окей. Операционные
усилители JRC 4580 держат низкоимпедансную
нагрузку, хотя в паспорте Juli@ указано
требование к импедансу нагрузки не
менее 100 Ом. К слову, на MAYA44MKII есть и
наушниковый выход, где также всё отлично.
Работа в
профессиональных приложениях
Здесь никаких
сюрпризов. Как и любая звуковая карта на
чипе семейства ENVY24, Juli@ показала
отличную работу в ASIO-приложениях CubaseSX
2.0.1 и WaveLab 5.0a.
Помимо этого, с
картой корректно работает InterVideo WinDVD 6.0.
DVD-Audio диски воспроизводятся с
даунсемплингом до 16/48.
Тестирование в
RMAA 5.4
Многие
пользователи просят нас тестировать не
только качество линейного выхода, но и
линейного входа. Это особенно важно для
профессионального оборудования,
поэтому мы провели измерения карты в
трёх режимах: при соединении выхода и
входа карты, отдельно входа и выхода с
применением более качественной
референсной карты LynxTwo.
16 bit 44
kHz, +4dBu, balanced 1m cables
|
ESI Juli@
loopback
|
LynxTwo
->
ESI Juli@
|
ESI Juli@
-> LynxTwo
|
Frequency
response (from 40 Hz to 15 kHz), dB:
|
+0.05, -0.03
|
+0.02, -0.16
|
+0.04, -0.03
|
Noise level,
dB (A):
|
-96.1
|
-96.1
|
-96.4
|
Dynamic
range, dB (A):
|
95.7
|
95.9
|
95.8
|
THD, %:
|
0.0006
|
0.0023
|
0.0006
|
IMD, %:
|
0.0046
|
0.015
|
0.0045
|
Stereo
crosstalk, dB:
|
-96.7
|
-97.9
|
-98.1
|
Здесь и далее
при тестировании линейного входа в
балансном режиме с помощью LynxTwo
ухудшается АЧХ. В режиме loopback (при
соединении выхода и входа карты) такого
недостатка нет, следовательно имеет
место какая-то нестыковка в работе
балансных интерфейсов конкретной
связки устройств. Это ещё одна причина
без нужды не использовать балансное
подключение.
24 bit 44
kHz, +4dBu, balanced 1m cables
|
ESI Juli@
loopback
|
LynxTwo
->
ESI Juli@
|
ESI Juli@
-> LynxTwo
|
Frequency
response (from 40 Hz to 15 kHz), dB:
|
+0.05, -0.03
|
+0.02, -0.16
|
+0.04, -0.03
|
Noise level,
dB (A):
|
-103.6
|
-109.3
|
-108.0
|
Dynamic
range, dB (A):
|
103.4
|
109.2
|
107.9
|
THD, %:
|
0.0005
|
0.0023
|
0.0005
|
IMD, %:
|
0.0020
|
0.014
|
0.0019
|
Stereo
crosstalk, dB:
|
-103.9
|
-109.3
|
-107.2
|
В режиме 24 бит
следует отметить идеально ровный график
АЧХ и идеально чистый спектр шумов.
Измеренный уровень шумов близок к
заявленным значениям в паспорте
конвертеров. Из имеющихся
преобразователей разработчики выжали
по-максимуму.
24 bit 96
kHz, +4dBu, balanced 1m cables
|
ESI Juli@
loopback
|
LynxTwo
->
ESI Juli@
|
ESI Juli@
-> LynxTwo
|
Frequency
response (from 40 Hz to 15 kHz), dB:
|
+0.03, -0.02
|
+0.01, -0.17
|
+0.02, -0.04
|
Noise level,
dB (A):
|
-103.9
|
-109.8
|
-107.9
|
Dynamic
range, dB (A):
|
103.9
|
109.4
|
107.7
|
THD, %:
|
0.0005
|
0.0023
|
0.0005
|
IMD, %:
|
0.0019
|
0.014
|
0.0019
|
Stereo
crosstalk, dB:
|
-101.6
|
-106.8
|
-106.7
|
В режиме 96 кГц
спектр воспроизводится полностью, как
это и должно быть. Напомню, карты EMU имеют
проблемы с неотключаемым спадом АЧХ,
составляющим для ЦАП -0,7 дБ на 20 кГц.
24 bit 44
kHz, S/PDIF
all tests comparision
|
Test file
24/44
|
LynxTwo S/PDIF
loopback
|
ESI Juli@
-> LynxTwo
|
ESI Juli@ S/PDIF
loopback
|
Frequency
response (from 40 Hz to 15 kHz), dB:
|
+0.00, -0.00
|
+0.00, -0.00
|
+0.00, -0.00
|
+0.00, -0.00
|
Noise level,
dB (A):
|
-147.7
|
-144.4
|
-144.5
|
-144.5
|
Dynamic
range, dB (A):
|
133.4
|
133.2
|
133.2
|
133.2
|
THD, %:
|
0.0000
|
0.0000
|
0.0000
|
0.0000
|
IMD, %:
|
0.0002
|
0.0002
|
0.0002
|
0.0002
|
Stereo
crosstalk, dB:
|
-149.7
|
-146.3
|
-145.1
|
-145.0
|
По тестам
цифрового выхода Juli@ не уступает карте
LynxTwo.
24 bit 96
kHz, S/PDIF
all tests comparision
|
Test file
24/96
|
LynxTwo S/PDIF
loopback
|
ESI Juli@ S/PDIF
-> LynxTwo
|
ESI Juli@ S/PDIF
loopback
|
Frequency
response (from 40 Hz to 15 kHz), dB:
|
+0.00, -0.00
|
+0.00, -0.00
|
+0.00, -0.00
|
+0.00, -0.00
|
Noise level,
dB (A):
|
-151.1
|
-147.8
|
-147.9
|
-147.8
|
Dynamic
range, dB (A):
|
133.3
|
133.2
|
133.2
|
133.2
|
THD, %:
|
0.0000
|
0.0000
|
0.0000
|
0.0000
|
IMD, %:
|
0.0002
|
0.0002
|
0.0002
|
0.0002
|
Stereo
crosstalk, dB:
|
-151.3
|
-146.2
|
-146.4
|
-145.9
|
В режиме 24/96
идеал от участников тестирования ещё
дальше. Скорее всего, дело не в
отсутствии побитной точности при
передаче, а во влиянии PLL в трансиверах
или в переформировании дизеринга. Так
или иначе, заметить разницу между
оригинальным и принятым сигналом на
слух нереально — отличия ниже порога
теплового шума полупроводников, а любое
цифро-аналоговое преобразование даст с
гарантией на порядок более слышимые
погрешности — собственный уровень шума
современных ЦАПов едва перешагивает
планку -120 дБ А.
Тестирование в
RightMark 3DSound 1.20
Мы тестируем
DirectSound функции карты, так как у нас есть
такая возможность. Тестирование в RM 3DS
показывает совместимость с DirectSound
интерфейсом, но также и отсутствие каких-либо
алгоритмов программного 3D звука.
Device:
Juli@ Ch12 (JulaWdm.sys)
Features:
Device has not enough hardware 3D buffers
Device has not enough hardware 2D buffers
EAX1: N/A
EAX2: N/A
EAX3: N/A
EAX4 Advanced HD: N/A
Rates:
dwMinSecondarySampleRate 22050
dwMaxSecondarySampleRate 192000
Free buffers
stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 0
dwFreeHw3DStaticBuffers 0
dwFreeHw3DStreamingBuffers 0
dwFreeHwMixingAllBuffers 0
dwFreeHwMixingStaticBuffers 0
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 0
Max buffers
stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 1
dwMaxHwMixingStaticBuffers 1
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 1
dwMaxHw3DAllBuffers 0
dwMaxHw3DStaticBuffers 0
dwMaxHw3DStreamingBuffers 0
Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0
Audio transfer
speed (software): 3.289 Mb/sec.
Эксклюзивное
интервью
с ESI R&D team!
Как появилась идея сделать такую
необычную звуковую карту, Juli@, со столь
оригинальным дизайном? Это попытка
выделится среди похожих звуковых карт, и
привлечь внимание? Что было причиной
отказа от многоканального решения,
которое мы видели в Waveterminal 192L/X (последователь
Waveterminal 2496)?
ESI:
При разработке Juli@ нашей основной целью
являлось создание референсной модели
карты в плане качества. Мы проводили
исследования рынка и уже существующих
продуктов. Мы выяснили, что
пользователям требуется наличие
балансных или небалансных
соединительных разъёмов,
предпочтительнее с равным количеством
входных и выходных каналов, но все
продукты поддерживают только один из
типов коннекторов. Мы выпустили Juli@ с
таким уникальным дизайном с
возможностью для пользователя выбирать
тип соединения между балансным или
небалансным. ESI планирует представить
новые многоканальные решение в
ближайшем будущем.
По какому
принципу были выбраны конкретные модели
АЦП и ЦАП? (AKM 5385A и 4358)? Почему был выбран 8-канальный
ЦАП (AKM4358)?
ESI:
Мы использовали AKM4358 при разработке
других продуктов, таких как выходящая
вскоре Audiotrak MAYA1010. Нам действительно
понравилось качество AKM4358, так что он был
в итоге использован для Juli@ несмотря на
количество каналов. Это позволяет
использовать дополнительные каналы для
real-time мониторинга всех S/PDIF и аналоговых
сигналов, обеспечивая лучшую
функциональность. Что насчёт АЦП, мы
всегда пытаемся использовать лучшие из
имеющихся компонентов, так как для
большинства профессиональных
пользователей запись более важна, чем
воспроизведение.
Был ли при
разработке выбран определённый порог
цены/качества, чтобы уложиться в
заданную цену (MSRP) или инженеры
исповедуют некий принцип разумной
достаточности в области качества?
ESI: Конечно,
достижение определённой цены всегда в
центре внимания во время разработки. В
случае с Juli@, в высшем приоритете были
функциональность и качество звука. И мы
очень рады, что финальный продукт
доступен сейчас по весьма
конкурентоспособной цене (MSRP).
Как вы
ощущаете, с какими темпами происходит
развитие в области звука форматов
повышенного разрешения в среде
производства музыки и потребности в
этом со стороны пользователей/слушателей?
ESI: Когда мы начинали продавать
24-битные звуковые карты несколько лет
назад, большинство профессиональных
пользователей сразу начинали работать с
форматом 24бит/44.1кГц. В сравнении с 16-битными
продуктами предыдущего поколения,
повышенное разрешение давало огромное
улучшение качества звука, приносящее
пользу при производстве музыки даже
если в конечном итоге запись выходила в
16бит/44.1кГц на аудио-CD. Сейчас в процессе
продакшена профессионалы понемногу
начинают работать с большими частотами
дискретизации, а не только с повышенной
битностью. Новые форматы, такие как DVD (audio
или video) или SACD требуют даже большей
частоты дискретизации в
производственном процессе; так что
многие профессионалы уже работают с 96кГц
или даже с 192кГц. ESI обеспечивает таких
профессионалов не только своими
звуковыми картами, но и потрясающе
новыми концептами, например, как наш
рекордер M-Fire
M9600 24bit/96kHz DVD Master Recorder. В настоящее
время, когда мы общаемся с членами
нашего профессионального сообщества
пользователей, мы можем видеть, что всё
более возрастают требования к
повышенному качеству звука, хотя нужно
отметить, что это в значительной степени
медленный процесс. Многие профессионалы
также покупают железо с более высокими
паспортными характеристиками, потому
что они понимают, что оно звучит лучше и
в режимах с меньшей частотой
дискретизации. Для примера, наша 24бит/192кГц
карта Juli@ даст лучший результат даже в 24бит/44.1кГц
в сравнении с другими 24бит/96кГц
устройствами, просто потому, что она
имеет намного лучшие АЦП и ЦАП. Для
обычных пользователей, необходимость
поддержки 96кГц, или даже 192кГц, растёт в
то же самое время в основном из-за
необходимости воспроизводить уже
имеющиеся бытовые форматы и носители.
Windows Media Audio Professional (кодек формата
многоканального сжатия), поддерживающий
24бит/96кГц — это уже стандарт для звука
на PC. Так как всё больше профессионалов
производят музыку и контент повышенной
битности и частоты дискретизации,
реальное требование к пользовательским
продуктам с поддержкой этих функций
также растёт. Однако всё движется не так
быстро, возможно из-за нежелания больших
медиа корпораций инвестировать в лучшее
качество звука без присутствия на рынке
гарантированных решений по защите
цифрового контента (Digital Rights Management).
Можете ли вы поделиться с нами своими
мыслями о новом поколении встроенного
звука под названием High Definition Audio,
пришедшего на замену AC'97? Представляет
ли это угрозу для высококачественных
звуковых карт с поддержкой форматов
высокого разрешения или наоборот
привлечёт внимание к качественному
звуку и поможет высококачественным
звуковым устройствам?
ESI:
Мы осведомлены о многообещающе
выглядящем HD Audio. Но по нашему прошлому
опыту, мы предполагаем, что у
интегрированного в материнскую плату
звука всегда будут какие-нибудь
ограничения. Большинство
производителей материнских плат будут
вынуждены идти на компромиссы, что,
вероятно, снизит качество аудио. Мы уже
составили мнение о Azalia (экс-название HD
Audio) по демонстрации на прошедшей в
Тайпее COMPUTEX 2004. По сравнению с
устаревшим AC'97, безусловно, были сделаны
улучшения в спецификации. Однако мы
считаем, не настолько существенно в
плане качества, не выше чем AC'97. Мы
уверены, что дополнительные звуковые
карты будут распространены и в будущем,
в основном для ценителей звука и,
конечно, для профессионалов. Также, HD Audio
по прежнему встречает огромную
конкуренцию со стороны лидирующих
компаний и всё ещё не обеспечивает
полноценную замену высококачественному
3D аудио и популярным стандартам
объёмного звука, таким как EAX, Dolby Digital и
фичам, вроде Advanced NSP — простое и
естественное решение от ESI по обработке
звука с помощью CPU.
Каково ваше мнение о
возрождении E-MU в секторе звуковых карт (речь
особенно о моделях 1212M и 0404)? Как вы
оцениваете DSP фичи и качество
конверторов этих карт с учётом их цен?
Будет ли ответ со стороны ESI с топовыми
конвертерами по доступной цене?
ESI:
В целом мы полагаем, что набортные DSP
решения на звуковых картах вскоре
станут историей. Такие решения, как VST-плагины
или DirectX-эффекты обеспечивают
превосходный результат для
профессионала и даже сверхвысоко
качественные профессиональные эффекты
основываясь на обработке с помощью CPU.
Современные PC несомненно достаточно
быстры, чтобы обеспечить лучшие
звуковые эффекты и лучший звук
программных синтезаторов в сравнении с
решениями на основе DSP. Сейчас мы только
в начале этого процесса, в будущем, будет
всё меньше и меньше продуктов на основе
DSP на аудио рынке, и обработка на основе
программных решений будет более
значительной. В современных условиях,
очевидно что мощные драйвера,
обеспечивающие низкую загрузку CPU и
малое время прохождения сигнала (latency)
имеют гораздо большую ценность, чем
набортный DSP. Мы также думаю, что
разработали замечательную вещь для
профессионалов и энтузиастов аудио — Juli@,
в настоящий момент это одно из наилучших
решений на рынке для оцифровки из-за
своего незаурядного схемотехнического
дизайна. Превосходная частотная
характеристика не имеет себе равных
среди других продуктов даже в более
высоком ценовом диапазоне.
Расположенная в Сингапуре Creative Labs имеет
у некоторых своих продуктов под маркой
E-MU больший динамический диапазон на
входе — это уже на усмотрение
пользователей. Предпочтёт ли
пользователь хорошую частотную
характеристику или немного больший
динамический диапазон — это зависит от
его конкретных нужд. Конечно, ESI будет
применять ещё более качественные АЦП и
ЦАП в будущих профессиональных
продуктах, например в наших грядущих
многоканальных решениях. Компания ESI
была одной из первых, кто применил 192кГц
и 7.1 в звуковых картах, и мы продолжим
представлять новые стандарты и фичи
первыми. Другие примеры такого рода —
такие не имеющие себе равных фичи, как
универсальные E-WDM драйвера и, конечно,
DirectWIRE, виртуальный цифровой роутинг с
нулевом временем задержки, эксклюзивно
доступен для пользователей продуктов ESI
и Audiotrak.
Как идут дела в компании ESI? Можем
ли мы ожидать от инженеров ESI новых
интересных продуктов, таких как Juli@, в
будущем? Если ли какие-то планы, которыми
вы можете с нами поделиться?
ESI:
В действительности ESI в настоящее время
сфокусирована на разработке продуктов,
наиболее благоприятных рынку. Из
массовых продуктов под брендом Audiotrak
выйдут LP (низкопрофильный) тип продуктов
c переносом всех доступных фич в
уполовиненную PCI-карту, которая
прекрасно впишется в корпуса для PC
миниатюрного форм-фактора. Мы имеем MAYA
1010 ожидающую релиза в сторонке, но она не
такая особенная как Juli@. Мы планируем
разработать ассортимент изделий во
внешнем (рэковом) исполнении, чтобы дать
нашим пользователям бОльшие
возможности по коммутации, как на
потребительский, так на
профессиональный музыкальный рынок.
Наши драйвера и контрольные панели
всегда будут иметь оригинальные
эксклюзивные фичи от ESI такие, как E-WDM и
DirectWIRE, которые так заинтересовали
многих людей, также как выдающийся
аппаратно-меняемый дизайн карты Juli@.
Благодарим всю команду
разработчиков ESI R&D team и лично Nikki Kichan
Kang за организацию интервью!
Выводы
Профессиональная
звуковая карта ESI Juli@ обладает необычным
дизайном, имеет одновременно и
профессиональные и бытовые разъемы для
подключения, полные MIDI и цифровые
интерфейсы, качественное звучание,
отличные драйвера, вполне разумную цену,
доступна в продаже. Учитывая стоимость и
профессиональную ориентацию,
недостатков у карты обнаружено не было.
Инженеры ESI проделали отличную работу,
но нельзя останавливаться на
достигнутом — ждём от ESI/Audiotrak новых
звуковых карт с более качественными ЦАП,
которые составят более острую
конкуренцию продуктам EMU той же ценовой
категории.
|