Описание | |
Студия звукозаписи на базе персонального компьютера | |
Home Recording технологии как новая эра в развитии шоу-бизнеса.Еще совсем недавно путь музыканта к успеху зависел от нескольких серьезных обстоятельств. Самые важные из них - зависимость от арт-директоров крупных звукозаписывающих компаний и вещающих теле- и радио- музыкальных программ; а также очень большая стоимость профессионального музыкального оборудования, а следовательно потребность в серьезных источниках финансирования. Появившиеся с развитием современных технологий возможности создания домашних малобюджетных студий и развитие интернет-технологий свели к минимуму негативное воздействие вышеприведенных факторов, чем произвели настоящую революцию в шоу-бизнесе. Для начала, представьте себе, сколько времени, психологических усилий и средств необходимо было потратить исполнителю, чтобы в итоге самых разных усилий, кассета с демо-записью его музыкального проекта попала в ящик стола функционера какой ни будь крупной звукозаписывающей компании вроде EMI или Мелодия). И это было еще только начало. Далее начинался тот период в творческой судьбе музыканта, который совершенно точно можно назвать русской рулеткой... Те, кто занимался музыкальным творчеством еще в прежнюю, «аналоговую» эру, могут вспомнить километры магнитных лент, хрупко и ненадежно хранящих память о бесценных мгновениях творческих удач. Могли ли мы тогда мечтать, что пройдет всего 20 лет, и обычное вычислительное устройство превратится в Домашнюю Студию Звукозаписи? Этот виток технического прогресса расширяет границы возможностей не только для тех, кто в музыкальном творчестве видит работу. Для многих интеллигентных, образованных людей, музыкальное творчество издавна является закономерной частью жизни и духовной потребностью. И если недавно музыканты-любители были весьма ограниченны в инструментарии для своего хобби, теперь любой из нас может и записывать профессионально звучащие произведения и представить их единомышленникам на вечеринке или через Интернет. Множество программ для синтеза звука и редактирования, позволяют создавать новое, несуществующее в природе и не издаваемое известными инструментами звучание. Кто знает, может именно в любительской домашней студии родится стиль, который через 10 лет станет такой же частью классики как и все существующее сегодня… На протяжении всего недолгого существование музыкальных приложений ведется жесткий спор на тему «Софт или железо», необходимо ли работать только на аппаратных средствах или такой же результат можно получить и на программных модулях. С развитием программных технологий эта борьба еще более ожесточается. Преимущества
«железных» приборов очевидны: Хотя есть
и свои недостатки: Основное назначение виртуальной домашней студии не в том чтобы «переплюнуть» профессиональную звукозаписывающую студию с приборами, стоящими ни один десяток тысяч долларов. Главное предназначение – запись качественного демо-материала, который было бы ни стыдно относить на радио, телевидение, продюсеру или спонсору. Из созданного конечного материала должна быть ясна концепция музыки, ее нюансы и потенциал, способный превратиться в шедевр в опытных руках звукорежиссера профессиональной коммерческой студии. Другими словами, основная задача домашней звуковой студии – дать возможность рядовому музыканту, вкладывая минимальные деньги, заявить о себе, выделиться среди множества музыкантов, выразить свои идеи, держа бразды правления всеми музыкальными процессами в своих руках. Каковы
основные преимущества виртуальной
студии? Еще совсем недавно отличие в качестве звука между аппаратными и программными синтезаторами было на слух ощутимо даже для начинающего музыканта. Компании, занимающиеся программными технологиями только появлялись или были лишь дочерними подразделениями крупных фирм, специализирующихся на выпуске аппаратуры. Но ситуация довольно быстро изменилась, ведь всем было ясно, что будущее именно за программными технологиями. Какой бы не был сложный синтезатор, его звучание всегда можно смоделировать с помощью компьютерной программы. Такие действительно качественные программы должны были появиться, и так и произошло. Конец 2001 г. – начало 2002 года можно считать переломным моментом в истории синтеза звука. Именно в этот период появляются мощные программные продукты, которые превосходят свои железные собратья не только по удобству в работе, но и по звуку. Среди таких ярких продуктов можно отметить сэмплеры: Emagic EXS24, NI Kontact, Steinberg HaLion, Tascam Gigastudio, синтезаторы: Emagic ES2, NI Absynth, NI FM7, NI Reaktor, Propellerheads Rebirth / Reason, Fruity Loops, rgcAudio Pentagon и другие. Не верите – послушайте демо композиции, сделанные с использованием перечисленных программ: Классика: Саундтреки к
фильмам: Рок барабаны: Рок музыка: Этническая
музыка: Эмбиент: Acid Jazz: Drum&Bass: Trance: Современные программные сэмплеры имеют практически неограниченную полифонию, все банки звуков загружаются в обычную оперативную память компьютера, а также используется жесткий диск для подкачки фрагментов сэмплов. Хотите загрузить 1 Гб звуков в Ваш сэмплер – пожалуйста! Естественно, есть все необходимые фильтры, генераторы LFO и огибающей, а все банки и различные настройки загружаются вместе с композицией и готовы к работе сразу же после загрузки, которая занимает всего лишь несколько секунд. Для большинства «железных» сэмплеров далеко не все из этих возможностей доступны. Многие знаменитые артисты во всем мире постепенно переходят на использование в своем творчестве программных технологий. К примеру: Tony Banks –
клавишник Genesis А также такие известные группы, такие как: Juno Reactor, Matmos, LFO, Depeche Mode, Kid 606, Richard Devine, Squarepusher, Autechre, Mouse On Mars, Dan Hekate, Somatic Responses, Coldcut. Основа любой современной домашней студии – компьютер. Степень использования компьютерных ресурсов прежде всего диктуется направлением в музыке, в котором Вы работаете, а также бюджетом. Вот некоторые советы, помогающие большинству новичков определиться с выбором комплектующих для покупки домашнего компьютера. • Процессор
- основа любой современной домашней
станции, т.к. вся работа или ее большая
часть ведется на виртуальных
программных модулях. Чем мощнее
процессор, тем больше модулей можно
использовать одновременно, запустить
больше обработки и в целом увеличить
сложность звука и общую полифонию. • Материнская
плата – в современной компьютерной
индустрии – это один из самых сложных и
капризных компонентов. Именно от
материнской платы во многом зависит
стабильность работы всей системы и
именно к покупке этого компонента мы
призываем обратить существенное
внимание. • Оперативная
память - именно в нее загружаются все
приложения, а также библиотеки звуков –
сэмплы. Поэтому чем больше памяти – тем
больше звуков можно одновременно
загрузить, тем больше виртуальных
синтезаторов можно использовать
одновременно. Стоит заметить, что
расширение памяти всегда было самым
простым способом увеличения
производительности системы. Объем
памяти 256 Мб является оптимальным на
сегодняшний день, хотя есть задачи, где
необходимы гораздо большие ресурсы. • Монитор • Жесткий
диск • Корпус • Операционная
система • Секвенсор 1. Cakewalk Pro Audio /
Sonar – самый простой в изучении
секвенсор, в месте с этим очень мощный и
практичный. 2. Cubase – мощнейший секвенсор, используемый многими профессионалами. Использует ASIO технологию, работает с VST, VST2.0 инструментами. Имеет все необходимые инструменты для профессиональной работы. 3. Logic
Audio Platinum – довольно сложный
объектно-ориентированный секвенсор,
предоставляющий широчайшие возможности. Помните, что хорошо изучив хотя бы один секвенсор, Вы сможете легко перейти на любой другой, если по каким-то функциям он Вас устраивает больше. Один из самых важных компонентов домашней студии – звуковая карта. Как раз о них и пойдет речь далее… Звуковые картыИтак, какие же сейчас присутствуют на рынке звуковые карты. Прежде всего,
хотелось бы сказать про карту, которую
никак нельзя не упомянуть в контексте
нашего рассказа. Эта карта 3 года назад
произвела настоящий фурор, сделав
невозможное возможным, обеспечив
хорошее качество звучания и огромные
возможности для музыкального
творчества по очень малой цене. Вы,
конечно же, догадались, что речь идет о
плате Sound Blaster Live! от фирмы Creative Labs. Пусть
не ругают меня искушенные профессионалы:
да, карта имеет не очень качественные
аналого-цифровые и цифро-аналоговые
преобразователи, разрядность всего лишь
16 бит при максимальной частоте 48КГц и
некоторые другие минусы. Зато, я думаю,
что большинство музыкантов во всем мире
и особенно в нашей стране скажут большое
спасибо фирме Creative Labs за ее столь
прекрасный продукт, способный за какие-то
50 долларов предоставить музыканту
микшер, эффект процессор, сэмплер, а
также очень качественные и стабильные
драйверы для работы с любыми
музыкальными программами.
Теперь перейдем к полупрофессиональным и профессиональным звуковым платам. Отличительная особенность всех таких плат: частота оцифровки до 192 КГц при 24 битах. Надо сказать, что термин «звуковая карта» или «звуковая плата» употребляется в последнее время довольно условно, т.к. большинство современных «звуковых карт» представляют собой систему из самой платы и внешнего коммутационного блока. В этом блоке расположены аналоговые и/или цифровые входы/выходы, иногда микрофонные предусилители, миди интерфейсы и др. Металлические блоки длиной от 12 см и до одного места в рэковой стойке соединяются с основной платой специальным кабелем и могут быть вынесены довольно далеко от компьютера. Таким образом можно избавиться от дополнительных наводок, присутствующих в корпусе компьютера (в том случае, если чипы-конверторы стоят во внешнем блоке, а не на плате), а также облегчить подсоединение проводов. Если раньше профессиональные звуковые платы имели на своем борту табличные или виртуально-аналоговые синтезаторы, сэмплеры, обработку и другие функции, присущие аналогичным железным собратьям, то на сегодняшний день ситуация резко изменилась. Зачем ставить на плате синтезатор или сэмплер, ведь все равно ему будет трудно конкурировать с профессиональными сэмплерами, да и современные технологии растут на глазах и можно попасть впросак, выпустив заведомо устаревший продукт. А если какой-то из этих компонентов не высококачественный, то музыканту придется отказаться от его использования, хотя он уже заплатил за него деньги… Конечно, можно собрать такую универсальную плату из высококачественных компонентов, но при этом цена ее возрастет в несколько раз и будет недоступна большинству музыкантов. Поэтому большинство производителей звукового оборудования решили выпускать платы, которые выполняют лишь основные для цифровой студии операции: аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразования. Действительно,
все, что нужно в студии на основе ПК –
это качественно оцифровать сигнал (с
микрофона, гитары, синтезатора и др.) и
сохранить его в компьютере в виде аудио
дорожки на жестком диске, а также
качественно воспроизводить аудио
потоки для мониторинга получаемого
звука. После оцифровки сигнала вся
дальнейшая работа идет в цифровом
представлении, т.е. без потерь. Все звуковые платы, представленные на российском рынке, по ценовому диапазону можно разделить на 3 категории: 1. 150-300 USD 2. 450-750 USD 3. более 800 USD Современные технологии предполагают возможность создания таких студий под весь спектр задач связанных с работой со звуком. Рассмотрим подробнее: 1. Эй DJ! У каждого
времени есть своя современная музыка,
которая обязательно притягивает к себе
творческих людей. Еще недавно
современной была электронная музыка
вообще, а сегодня речь идет уже о целых
стилях, сформировавшихся внутри понятия
электронная музыка. Оптимальный вариант звуковой карты для построения станции танцевальной музыки - Midiman Audiofile 2496 или ESI Juli@. Платы поддерживают частоту дискретизации 96 кГц при 24 битах, имеет 2 аналоговых входа и 2 аналоговых выхода на разъемах RCA (у Julii 2xTRS balanced), 1x1 миди интерфейс и цифровой коаксиальный вход/выход. Стабильно работающие драйверы для всех операционных систем и всех популярных звуковых приложений, качественный звук и низкая цена сделали эти звуковые карты лидером продаж среди музыкантов, работающих в различных стилях современной электронной музыки. При покупке
станции для создания современной музыки
необходимо сделать упор на
вычислительную мощь системы. Ведь в
современной музыке используется масса
всевозможных эффектов и фильтров,
прибавьте к этому несколько мощных
виртуально-аналоговых синтезаторов,
работающих одновременно, а также
сэмплеры и тон-генераторы и Вы поймете,
что не всегда даже самого мощного
процессора хватает для
профессиональной работы. Наиболее
популярные сэмплерные
диски, используемые музыкантами во
всем мире: В качестве виртуально-аналоговых синтезаторов рекомендуем использовать: NI Pro52, NI FM7, NI Absynth, NI Reaktor, Emagic ES2, rgc Pentagon, VirSyn TERA, TC Works Mercury и др. Любое движение ручек синтезатора может быть записано в секвенсоре. Тем самым появляется возможность делать очень сложные манипуляции со звуком путем изменения одновременно нескольких параметров, влияющих на его синтез. А изменение параметров резонансного (Resonance) и обрезного (Cutoff) фильтров стали просто неотъемлемыми атрибутами таких стилей, как транс или техно, и все чаще встречаются практически во всех направлениях современной музыки. В работе возможно также использование, так называемых «Dance-констукторов» Propellerheads Rebirth, Propellerheads Reason, Fruity Loops. Их можно использовать, либо отдельно, как автономные программы для создания танцевальной музыки, либо подключив к секвенсору с помощью технологии Rewire. Все самые популярные секвенсоры, такие как Cubase SX, Logic Audio 5, Sonar 2 поддерживают эту технологию. Фирмы Midiman и Evolution выпускают также и миди клавиатуры, просто необходимые для большинства музыкантов-электронщиков. Эти клавиатуры: Midiman Oxygen8 и Evolution MK249C помимо обычных черных и белых клавиш и колес модуляции и изменения высоты тона имеют также специальные ручки, позволяющие менять параметры любых миди-контроллеров. Очень удобно, что в большинстве программных синтезаторов есть функция Midi Learn, настраивающая вращаемый контроллер на любой из параметров синтезатора. Тем самым Вы получаете легкий доступ к любым параметрам синтеза, а «умный» секвенсор способен записать движения всех ручек и изменения звука, соответственно. Такая миди-клавиатура – очень пригодится, как на живом выступлении, так и в домашней студии.
2. И звуков музыки краса. Наиболее требовательной к оборудованию является классическая музыка. Особенно сложно без специальных условий качественно записать вокал и акустические (клавишные, струнные, духовые) инструменты. Однако, именно при работе с классическим репертуаром современный музыкант получает максимальное количество удобств и экономии времени и средств. При работе над партитурой, написанной на бумаге, ее надо постоянно переписывать. Если же труд композитора зафиксирован в нотном редакторе современной программы (пример: Cakewalk, Cubase, Logic), автор не только легко может редактировать ее многократно, появляется возможность наглядного редактирования сыгранных нот. Исполнитель на клавишном инструменте может с легкостью уменьшить темп мелодии в сложных местах, записать сначала левую руку, затем правую, оставить самый лучший из нескольких дублей, а затем воспроизвести записанную партию тембром любого из существующих на сегодняшний день в мире инструмента. Если перед композитором стоит задача записи саунд-трека для кино или театра, ему предстоит не только создать саму аранжировку, но и подобрать тембры инструментов. Далеко не всегда автор может привлечь для записи целый оркестр и использовать дорогостоящие редкие инструменты. Да и рационально ли это? А бывают случаи, когда звучание, интересующее автора, предполагает синтезированный, новый звук. Этот вопрос решается с помощью профессиональных библиотек семплов – звуковых банков. Среди таких банков есть и прекрасно записанные образцы звучания дорогих музыкальных инструментов (исполненные лучшими профессионалами мира), и коллекции звуков дорогих современных синтезаторов. Выбранные из таких банков звуки остается только поместить в специальную программу-сэмплер (пример: Gigastudio, HaLion, EXS24, Kontakt), которая позволит вашим нотам звучать идеально. Здесь же можно придать красок звуку, обработав любую из партий эффектами. Наибольшую популярность во всем мире снискали сэмплерные библиотеки оркестровых инструментов Питера Сидлачека (Peter Siedlaczek), а также Мирослава Витоуса (Miroslav Vitous). Эти диски содержат, как отдельные оркестровые инструменты, разделенные по группам, так и готовые партии, сыгранные в живую известными во всем мире музыкантами. Здесь Вы можете найти струнные ансамбли, духовые и медные группы, рояли, скрипки, разнообразную перкуссию и даже звуки классического хора.
Немного о выборе дополнительного оборудования для домашней студии. Если Вы профессиональный пианист, то Вам тяжело будет играть на подавляющем большинстве дешевых миди-клавиатур. Они, как правило, имеют 4-5 октав, легкие клавиши синтезаторного типа и таких тонкостей игры как «послекасание», т.е. чувствительность к давлению на клавишу после нажатия. Поэтому Вам скорее всего понадобится специализированная миди клавиатура с молоточковой механикой, имеющая 7 или 8 октав, и датчики как скорости нажатия на клавишу, так и давления после нажатия. Стоит такое удовольствие довольно дорого, зато и удовольствие Вы получите соответствующее, так как любые нюансы игры будут точно записаны в нотном редакторе. Естественно, к таким клавиатурам можно подключить педали громкости и сустейна.
Вы затерроризировали Ваших соседей репетицией классики и сочинением музыки, вам хочется творить в любое время суток и даже ночью, когда все спят? В домашней звуковой студии это легко достижимо. Качественные мониторные наушники (напр. Sennheiser HD 580) помогут получить такое же удовольствие от музыки, как и дорогие акустические системы.
3. Дивлюсь я на небо. Фольклорная музыка кажется наименее прихотливой. Однако и в этой области современные технологии оказываются очень полезными. С помощью компьютера Вы сможете качественно записать и редкий и уникальный материал: народные песни, песни Ваших родителей и бабушек. Современные технологии помогут открыть фольклорную музыку всему миру и увековечить для истории. Если, например,
стоит задача записи хора, исполняющего
народные песни, то для записи материала
Вам понадобится компьютер со звуковой
платой , а также вокальный микрофон и
внешний предусилитель или процессор
эффектов. Недорогой процессор эффектов,
типа Behringer UltraVoice Pro, позволит качественно
обработать сигнал, усилить его,
скорректировать при надобности
эквалайзером и добавить ламповую
теплоту, сделать его ровным и различимым
с помощью компрессора, а также убрать
шипящие звуки, используя де-эссер.
А для контроля
за записью они обязательно понадобятся.
Для безупречного качества
порекомендуем те же Sennheiser HD 580, если
подешевле – AKG K270 или Sennheiser HD200. Микрофон, скорее всего, понадобится динамический, широконаправленный с большим динамическим диапазоном. Саму запись стереодорожки удобнее всего сделать в каком-нибудь звуковом редакторе, например, Wavelab или SoundForge. Здесь же можно ее отредактировать, обработать эффектами и подготовить к записи на компакт диск. 4. Сколько стоит дым над водой. Сегодня мало какой коллектив, играющий рок, обходится во время записи без компьютерных технологий. Но рокерам прогресс подарил и еще одно немаловажное решение – беспроводные системы (наушники, микрофоны, гитарные передатчики). Ведь жизнь в роке это еще и постоянные концерты, а это значит сцена, опутанная паутиной сотен проводов. Эти путы сковывали музыкантов, и максимум, на что они могли себе позволить – разбить гитару о комбик. Теперь, освободившись от проводов, музыканты могут себе позволить даже летать, как это сделал Джон Бон Джови, на одном из концертов. Главное – чтобы страховка не подвела :) Помимо перечисленных выше приспособлений, прогресс подарил рокерам большое количество гитарных процессоров, позволяющих добиваться нового качественного звучания, и неограниченные возможности в создании мощной ритм-секции. Речь идет о синтезированных басах и программных ритм-боксах, имеющих нечеловеческие ресурсы. Среди новинок в этой области необходимо отметить настольный гитарный процессор немецкой фирмы Behringer V-AMP-2, имеющего все необходимые гитаристу эффекты: от обычных перегрузок, линий задержки и реверберации до имитаторов звучания лучших гитарных усилителей, комбо и кабинетов.
Еще одна очень интересная новинка от фирмы Line6, получившая название GuitarPort, хотя и появилась недавно, уже успела получить множество наград на самых различных конкурсах. Приборы Line6 использовались при создании бесчисленных хитовых записей сотнями тысяч гитаристов во всем мире. Line 6 представляет собой ни что иное, как профессиональную 24-битную звуковую плату, работающую со знаменитым программным обеспечением AmpFarm от Line6, которое раньше существовало лишь в виде Plug-In для ProTools. Звуки революционного POD II и цифровые эффекты Stomb Box (задержка, хорус, тремоло, флэнджер, реверберация и др.) никого не оставят равнодушным. Встроенный аудио-плеер позволит Вам «джемовать» со звездами мирового класса и музыкантами-любителями со всего мира, с любыми композициями, записанными на компакт-диск или на винчестере в виде WAV или MP3 файлов.
При создании бас-партии Вы можете использовать, как отсэмплированные бас-гитары, так и синтезаторные басы для создания оригинального звучания. Что касается
записи самой гитары, то подключив ее к
звуковой карте можно не только записать
партию, сыгранную с уже созданным
аккомпанементом, но также записать
несколько гитар накладывая гитарные
партии. 5. Студия в чемодане. Одна из
последних тенденций, среди уже
разобравшихся в музыкальных
компьютерных технологиях исполнителей,
стремление уменьшить размер своей
студии, чтобы ее можно было легко взять с
собой на концерт, на гастроли. Ведь если
музыкальный проект сложен и
предполагает массу работы со звуком в
реальном времени, музыканту нужен либо
большой коллектив и дорогой комплект
оборудования, либо компактная
компьютерная звуковая станция. Несмотря на то что направление это только начинает развиваться, описание всех возможных решений на базе ноутбука и внешней звуковой платы позволило бы написать отдельную довольно большую статью. Поэтому выделим лишь наиболее перспективное на сегодняшний день решение, используемое лидером популярной группы «Телевизор» Михаилом Борзыкиным. На концертах он
использует ноутбук фирмы Toshiba со
звуковой платой RME HammerFall CardBus,
вставляемой в обычный PCMCI слот, и
подключаемому к ней по FireWire шине
внешнему блоку MultiFace. В качестве миди
клавиатуры исплользуется
четырехоктавная клавиатура фирмы Evolution
MK249C, имеющая возможность подсоединения
через USB шину. Эта клавиатура имеет 12
специальных контроллеров, которые могут
управлять любыми параметрами
виртуальных синтезаторов и сэмплеров. А
их используется немало... М. Борзыкин
использует секвенсор SONAR 2.0, программный
сэмплер Virtual Sampler, синтезаторы FM7, Absynth,
Reaktor и др. Как видите, домашнюю компьютерную звуковую студию можно использовать практически во всех сферах, касающихся работы со звуком. Особенно важно, что это позволило влиться в ряды музыкантов тем, кто раньше об этом только мечтал и не имел возможностей. Доступность и массовость заставляет производителей с мировым именем в звукоиндустрии обращать все больше внимания на технологии Home Recording, что приводит к резкому улучшению качества программных продуктов. Фирмы создают также и обучающие курсы пользования их разработками, а интернет становится огромной библиотекой знаний в области звукозаписи, а также излюбленным местом общения и своеобразных «музыкальных тусовок» музыкантов. Все это позволяет музыканту не зависимо ни от кого вырасти в музыкальном смысле и самому добиться поставленной цели. |
|
Webmaster Topweb 2004© copyright |